Депутаты Государственной Думы рассмотрят новый законопроект, призванный улучшить финансовое благосостояние учащихся ВУЗов и колледжей. В частности, он подразумевает повышение величины государственных стипендий до актуального прожиточного минимума. Соответствующие поправки затронут следующие разновидности выплат студентам:
- академическая стипендия;
- социальная стипендия;
- прочие виды государственных выплат лицам, обучающихся очно.
Показатель прожиточного минимума фиксируется на законодательном уровне. На текущий момент он составляет 17 тысяч рублей. При этом минимальная сумма стипендий, исходя из законодательства, равна 2 067 рублям в ВУЗах и 549 рублям в учреждениях среднего специального образования.
Какие задачи решает закон
Законопроект сопровождается пояснительной запиской, в которой указано, что нововведения призваны устранить дисбаланс между стипендиями в разных учебных заведениях. Также он вернет стипендии на тот уровень, благодаря которому студенты смогут сфокусироваться на обучении. Для комфортной жизни им не нужно будет тратить время на подработки.
Авторы инициативы также отмечают, что действующие выплаты не справляются со своей первоначальной задачей. Ее суть в том, чтобы обеспечить студенту финансовую поддержку и дополнительный стимул к усердному обучению. ВШЭ приводит данные, из которых следует, что более 50% студентов подрабатывают. Это негативно сказывается на общем уровне образования. Многие из-за недостатка финансов берут академические отпуска или вовсе отчисляются.
Новый закон также должен сделать высшее и среднее специальное образование более престижными. Вводимые им меры позволят снизить уровень социального напряжения и укрепить позиции РФ в международных студенческих рейтингах. Расходы на повышенные стипендии будут учитываться при составлении федерального бюджета на 2025 год.
Правительство РФ после ознакомления с законопроектом выделило ряд недоработок. Например, некоторые его положения дублируют уже существующие законодательные нормы, привязывающие величину стипендии к прожиточному минимуму. Некоторые пункты проекта противоречат актуальным статьям закона, регламентирующего образовательный процесс. Однако обсуждение инициатив все еще идет.