В Государственную Думу поступил законопроект, который меняет правила взыскивания штрафов в рамках защиты прав потребителей. Он затрагивает случаи, когда покупатели требуют штрафы, размер которых сильно больше стоимости самого товара или услуги. Зачастую это касается сложной техники и случаев, когда покупатель ее возвращает или меняет.
Возможность требовать чрезмерную компенсацию называют «потребительским экстремизмом». Это явление увеличивает риск массовых банкротств добросовестных дистрибьюторов, производителей, а также транспортеров. Создатели законопроекта заявляют, что это угрожает не отдельно взятым компаниям, а всей отрасли.
Из поправок следует, что штрафные взыскания будут направлены в бюджет. То есть, потребители всю их сумму получать не будут. Если цена товара превышает 10 МРОТ, величина штрафа фиксируется на отметке в 10% от компенсации потребителю. Это требование устанавливается, если продавец не выполнил поставленные условия добровольно.
Также законопроект вводит ежедневную пеню размером в 0,1% от стоимости товара. Она начисляется, если возникают задержки при решении конфликтов или передаче подменного товара. Общая сумма неустойки не может превышать цену товара.
Среди прочего закон ограничивает возможности для возврата денег или замены техники, цена которой превышает 10 МРОТ. Соответствующее право у покупателя есть только если он выявил недостатки товара в течение 15 дней с даты его приобретения.
Создатели законопроекта отмечают, что в сфере строительства аналогичные меры были успешными. Летом 2024 года Правительство приняло закон, который снижает ответственность застройщиков за задержки при передаче недвижимости. За счет этого рынок стабилизировался, при этом права дольщиков сохранились. Аналогичный принцип предложили использовать в сфере техники.